Священная книга ислама Коран говорит: “Нет животного на земле и птицы, летающей на крыльях, которые бы не были, как и люди, подобные тебе” (Сура 6, стих 38). “Он (Аллах) повелел расти для вас хлебам, маслинам и финикам, и винограду и всем плодам. Воистину, в этом знамение для людей размышляющих.” (Коран, сура 16, текст 11). “Тот, кто добр к низшим животным, тот добр и к самому себе..., жалеющий даже воробья продлевает себе жизнь. Аллах будет милостив к нему в день суда” (Пророк Мухаммед). Для тех, кто привязан к употреблению мяса и не может отказаться от этой привычки, в Коране есть предписания, разрешаюшие употребление мяса. Однако они носят не характер рекомендации, а являются ограничениями, которые позволяют научится контролировать побуждения языка. Чтобы мясо можно было употребить в пищу, в соответствии с Кораном, животное определенного вида (овца, коза или верблюд) должно быть принесено в жертву в ходе соответствующего ритуала в определенном месте (неподалеку от мечети) определенной личностью (священослужителем). После этого тушу забитого животного необходимо разделить на семь частей. Шесть частей нужно раздать беднякам, а оставшуюся седьмую часть можно съесть самому. Если все эти условия не выполнены, то такое мясо считается “харамом” - незаконной пищей.
Интересны некоторые детали ритуала жертвоприношения, в ходе которого убивается животное. Человек, который совершает этот ритуал, должен смотреть жертве в глаза от момента, когда он перерезает ножом ей горло, до того момента, пока душа не покинет тело животного, читая на протяжении этого времени определенную молитву. “Этот человек должен смотреть в глаза животного, он должен видеть его слезы, смотреть в глаза, пока оно не умрет, в таком случае есть надежда, что сердце того, кто совершает жертвоприношение, изменится”М. Р. Мухайаддин, Асма`уль-Хусна: 99 прекрасных имен Аллаха, 1979, с. 182.
Если человек будет следовать всей этой процедуре, то его сильное желание есть плоть будет уменьшаться и он станет употреблять только чистую пищу: фрукты, злаки, овощи, которые изначально предназначены в пищу для людей Богом. Коран также не разрешает открывать бойни, на которых убиваются тысячи невинных животных просто для того, чтобы удовлетворить язык человека.
Один из первых халифов после Мухаммеда, его племянник, советовал ученикам: “Не делайте свои желудки могилами для животных”.
Логику священных писаний, которая более подробно рассмотрена здесь на примере Корана, можно проследить и в других писаниях, где можно найти разрешение на употребление в пищу мяса. Эти предписания не поощряют мясоедение, а наоборот, предназначены для того, чтобы помочь человеку избавиться от желания употреблять плоть.
Хотя ислам обыкновенно не считается религией, поддерживающей вегетарианство и доброе отношение к животным, мусульманская традиция многое говорит о взаимоотношениях человека с животным миром.
Нужно заметить, что ислам довольно молодая религия, фактически она была основана пророком Магометом в начале VII века нашей эры. Поэтому еще сравнительно свежи и хорошо сохранились многие подробности из жизни Магомета, в том числе и касательно питания. Первые биографы Пророка утверждают, что он предпочитал растительную пищу, любил свежее молоко и мед. Магомет говорил: «Сонмы ангелов слетаются туда, где изобилие овощей».
Кроме того, жизнеописания Магомета включают в себя ясные свидетельства его любви к животным. И хотя сегодня очень трудно найти мусульман, которые считают, что их религия призывает к вегетарианскому образу жизни (хотя есть несколько сект, члены которых думают именно так), учение Магомета на этот счет абсолютно недвусмысленно.
Возникает вопрос, почему Магомет вообще позволяет есть мясо? Один из возможных ответов: Магомет во многом основывался на учениях Ветхого Завета и потому пошел на те же уступки любителям мяса, что и Бог в Библии. И Коран, как Библия, вводит некоторые послабления в качестве переходных этапов перед установлением чистого духовного питания: «О вы, которые уверовали! Дозволено вам всякое животное из скота, ешьте и возносите хвалы Господу. Запрещена вам мертвечина, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото с призыванием не Аллаха» (Коран, сура 5, ст. 1). Здесь, в Коране, ясно говорится, что свинина — нечистое мясо, и что кровь животных не годится в пищу человеку (наследие Ветхого Завета). Следовательно, мусульмане сталкиваются с теми же противоречиями, что иудеи: кровь запрещена, но ее невозможно полностью удалить из плоти животного, значит, тот, кто ест мясо, неизбежно ест и кровь.
Далее в Коране сказано, что если кто съел запрещенную пищу, чтобы выжить, на том нет греха.
Смерть Магомета подчеркнула важность вегетарианства для ислама. По легенде, одна женщина немусульманка пригласила к себе Магомета и его спутников и подала им отравленное мясо. Пророк, зная, что мясо отравлено, все же ел его. Проболев два года, он скончался в 632 году н. э. Согласно некоторым толкованиям, Магомет съел отравленное мясо именно для того, чтобы доказать упрямому народу вредность мясоедения.
Коран призывает мусульман есть питательные, полезные для здоровья плоды. Интересно, что в Коране перечисляются в основном запретные а не дозволенные, яства. Ограничения, приводимые в Коране, скорее, обременяют верующих любителей мяса. Именно им, а не их собратьям-вегетарианцам, приходится соблюдать все строгие правила, которые только урезают их мясной рацион.
Коран недвусмысленно призывает относиться к животным с состраданием и милосердием, и, хотя многие мусульмане совсем не помышляют о растительной диете, существуют секты, где большинство верующих — вегетарианцы, например, шииты. Исламские мистики, такие, как суфии, также считают вегетарианство высоким духовным идеалом.
«Воистину, будет ли нам награда за нашу доброту к четвероногим и за то, что мы поим их?» — спросили ученики. Пророк ответил: «Вам будет награда за доброту к любому животному, у которого влажная печень (то есть к любому живому существу!).
Популярная форма ислама, как и другие современные формы мировых религий, не поддерживает вегетарианство открыто. Но если основывать наше представление об исламе на Коране, исламской мистической традиции и особенно на житии и учении Магомета, становится ясно огромное значение вегетарианства и доброго отношения к животным. Писания не требуют убийств и не призывают нас убивать беззащитных существ. В конечном итоге, человек должен сам решить для себя распространяется ли милосердие, к которому призывают Пророк и Коран, на животных, и должен ли придерживаться принципа доброты к животным.